Главная » 2016 » Июнь » 13 » Без права на жизнь
12:01
Без права на жизнь

Вряд ли на Земле можно найти существо более жестокое, чем человек. В животном мире если и убивают себе подобных, то для того, чтобы выжить. Люди же не просто убивают, а делают это с особой изощренностью, жестокостью и даже удовольствием. Когда читаешь истории об играх древности, волосы встают дыбом: кажется, только больной или совершенно извращенный ум мог придумать такие забавы. Да что там далеко ходить, даже древние Олимпийские игры отличались жестокостью: атлеты проливали кровь во время состязаний, а проигравшие расставались с жизнью, чтобы избежать позора.

 

 

СМЕРТЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ

В мире во все времена было полно жестокости, но Средневековье — несомненный лидер в изощренном истреблении людей. Особо извращенной фантазией отличался испанский инквизитор Педро де Арбуес де Эпила. Сохранились сведения, что он был человеком самозабвенно верующим, с широким кругозором, имевшим острый ум. Но способ, который он придумал для уничтожения людей, не позволяет поверить, что этот человек был в здравом уме и не имел психических отклонений. Тем не менее, когда в 1474 году отец Педро был назначен главным инквизитором Арагоны, современники брали с него пример, восхищались им. Если б они знали, что многие из них станут жертвами его извращенной фантазии… 

Инквизиция главным образом боролась с еретиками. Но просто казнить неугодных казалось главному инквизитору скучным. И он придумал, как одновременно с наказанием удовлетворить свою страсть к театральным эффектам. Известно, что Педро де Арбуес де Эпила очень любил шахматы. Видимо, поэтому ему в голову пришла идея превратить казнь в игру. Это кровавое месиво получило название «живые шахматы», где вместо фигур были еретики, приговоренные к смерти. Особое удовольствие изувер получал от того, что «фигуры» находились в постоянном ожидании смерти. Ведь прямо на их глазах происходила гибель таких же «фигур».

Естественно, в ту пору не особенно разбирались, кто прав, кто виноват, а для разыгрывания таких шахматных партий постоянно нужны были новые участники. Игра проходила в большом зале, на полу которого была расчерчена шахматная доска. Живые фигуры обряжали в черные и белые одежды и размещали на соответствующих позициях. Ходы в шахматной партии делали… два слепых монаха. Сам же кукловод сидел неподалеку в удобном кресле и наслаждался зрелищем.

Дальше все проходило, как в обычной шахматной игре: монахи поочередно делали ходы, и, когда какая-то фигура становилась «съеденной», на сцену выходил палач и казнил жертву. Он мог либо проткнуть человека клинком, либо снести ему голову с плеч, то есть оба варианта казни были чрезвычайно кровавыми. Жертвы не должны были убегать или сопротивляться, ведь они не люди, а недвижимые шахматные фигуры. Трупы поверженных оставались на поле до окончания игры. Таким образом, к концу шахматной партии вся доска была завалена обезображенными телами, лежащими в лужах крови. 

Казнили и тех, кто по итогам игры оставался жив. По справедливости победителей надо было бы помиловать, но нет. Для них Педро де Арбуес де Эпила придумал очищение огнем, то есть оставшихся в живых попросту отправляли на костер. Поскольку инквизитору полюбилась эта забава, шахматные партии разыгрывались довольно часто. 

Но всему когда-то наступает предел. В 1485 году главный инквизитор был найден мертвым в храме, при этом весь он был истыкан каким-то холодным оружием. Совершенно непонятно, почему католическая церковь не осудила подобные злодеяния, а, напротив, признала садиста мучеником и даже в 1867 году причислила к лику святых. 

 

 

НАВМАХИЯ: КРОВАВЫЙ СПЕКТАКЛЬ

Название «навмахия» переводится как «морское сражение». Можно сказать, что это зрелище представляло собой настоящий турнир моряков. В Древнем Риме для проведения навмахии заполняли арену водой, на которую спускали морские суда и воспроизводили знаменитые сражения. Казалось бы, вполне безобидное развлечение, если бы не одно но: зрелище это было весьма кровавым. В качестве участников использовали военнопленных и преступников, приговоренных к смертной казни. Сражения разыгрывались нешуточные, оставлявшие после себя горы трупов. Навмахия в Древнем Риме, прославившемся жестокими боями гладиаторов и звероборцев, была популярным развлечением для народа, всегда требовавшего «хлеба и зрелищ». 

Для зрителей было важно, чтобы битва выглядела правдоподобно, и их совершенно не волновала кровавая суть спектакля, в котором гибли не только экипажи кораблей, но и сами зеваки. Надо сказать, что такие турниры устраивались не часто, в отличие от традиционных гладиаторских боев или сражений на колесницах. Естественно, это было связано не с принципами гуманизма, а с дороговизной самого мероприятия. Ведь для проведения навмахии надо было создавать искусственные водоемы: или наполнять арену водой, или выкапывать огромные ямы и тоже заполнять их водой. Кроме того, транспортировка морских судов была не дешевым мероприятием, да и обучение смертников требовало времени и затрат. 

Самая первая навмахия была организована правителем Рима Юлием Цезарем в I веке до н. э. Она имитировала морскую битву, которая некогда происходила между египетским и тирским флотами. Для проведения турнира на Марсовом поле в Риме было вырыто огромное озеро, вокруг которого возвели галереи для зрителей. Зрелище было впечатляющим: на воде стояли настоящие боевые корабли, на палубах которых находились вооруженные люди, одетые в незнакомую римлянам одежду. В кровавом представлении приняли участие 16 галер, 4 тысячи гребцов и 2 тысячи гладиаторов.

Римский историк Светоний писал: «В Рим отовсюду устремилось столько народу, что прибывшим приходилось ночевать в палатках прямо на улицах и в переулках. Давка была такая, что многих затоптали до смерти, в том числе двух сенаторов». 

Зрелище началось по команде Цезаря. Корабли шли на таран, а воины сражались, используя настоящее оружие. Все это сопровождалось криками, проклятиями и стонами умирающих. По завершении навмахии Цезарь приказал спустить воду и на вновь засыпанном месте построить храм Марсу. 

После смерти Цезаря император Август также решил провести подобный спектакль в честь освящения храма Марса. Для этого на берегу Тибра было вырыто озеро, в три раза превышающее по размеру водоем для первой навмахии: 557 метров в длину и 536 метров в ширину. Действо инсценировало битву между персидским и греческим флотом, состоявшуюся в Эгейском море вблизи острова Саламин. В турнире принимали участие, кроме гребцов, 3 тысячи гладиаторов и 24 боевых корабля. Именно на этом месте позже был возведен Колизей. 

Но самая грандиозная и кровопролитная навмахия в истории была устроена императором Клавдием на Фуцинском озере. Она инсценировала битву родосцев с сицилийцами. На воду было спущено 50 боевых кораблей, а гладиаторов было почти 20 тысяч! К озеру были стянуты войска, чтобы пресечь возможный мятеж участников. Полюбоваться на зрелище пришло более 500 тысяч человек, которые расположились на окрестных холмах. Надо сказать, что почти всех участников, оставшихся в живых после сражения, отпустили на волю, кроме тех, кто уклонялся от боя. 

Основываясь на воспоминаниях очевидцев, историк Тацит сообщает: «Хотя участвовавшие в битве были преступниками, дрались они мужественно».

С тех пор навмахиями стали называть здания, в которых проводились сражения. После падения Римской империи такие же представления устраивались императорами Нероном, Титом, Домицианом, Филиппом I. Не отстали от них и Генрих II в Руане (1550), и Наполеон в Милане (1807). Да и у нас в Гатчине был устроен искусственный водоем для морских представлений. 

 

 

СМЕРТЕЛЬНОЕ САФАРИ

Пунические войны между Римом и Карфагеном закончились победой Рима. Эта победа была одержана Публием Корнелием Сципионом, но ему не хотелось терять популярность и после войны, поэтому он решил удивить римлян показом диких животных, привезенных из Африки: крокодилов, слона и газелей. С тех пор каждый римский полководец, возвращаясь домой с победой, привозил диковинных животных из побежденных стран. Но вскоре римляне столкнулись с проблемой содержания зверья, которое уже надоело публике, ведь содержать животных, особенно львов, дорого и опасно. Таким образом, возник новый вид развлечений — венацио, что в переводе означает «охота на диких зверей». 

Однако венацио — это не просто охота, это жуткое и кровавое зрелище. Римлянам нравилось наблюдать схватки между людьми и животными, и для кого они заканчивались хуже — для рабов или животных, — сказать трудно. На открытии Колизея на арену было выпущено около 9 тысяч диких зверей, большинство из которых погибли. Да и людей полегло немало, так как им не выдавали никакого оружия и сражаться со львами и медведями они должны были голыми руками. Властям это было на руку: во-первых, это было развлечение для толпы, а во-вторых, показательная казнь преступников. 

Венацио, как правило, устраивалось в утро перед гладиаторскими боями. Для предотвращения побега животных и нападения их на зрителей устанавливались барьеры и выкапывались рвы. Противниками животных выступали бестиарии, среди которых были профессиональные бойцы и преступники, осужденные на смертную казнь. Первых иногда путают с гладиаторами, но это ошибочно, так как гладиаторы сражались только с людьми. Венацио, в котором участвовали профессионалы, чаще всего было постановочным и заканчивалось гибелью животного. А вот смертников выпускали на арену без оружия, доспехов, а порой даже без одежды. Нетрудно догадаться, каков был исход поединка в этом случае. В то время даже существовало название этого вида казни — предание зверям. Бывали случаи, когда одно животное убивало нескольких человек. Например, по свидетельству Цицерона, однажды лев убил 200 бестиариев. 

НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ

В древности в Мексике существовала игра в мяч, называемая тлачтли на языке ацтеков и пок-та-пок на языке майя. Впрочем, называть это игрой не совсем правильно, хотя игроки, зрители и болельщики имелись. Действо носило религиозно-ритуальный характер и воспроизводило события священного эпоса Пополь-Вух о двух братьях-близнецах. Именно там обнаружено первое упоминание о футболе. Тлачтли проводили, когда надо было о чем-то попросить богов: о дожде или о победе над врагом. 
Точные правила этой игры не дошли до наших времен, но то, что она была связана с жертвоприношениями, несомненно. Причем в разное время и в разных местах в жертву приносили либо победившую команду, либо проигравшую, либо только капитанов. Но такая смерть считалась большим почетом. 

Мяч, изготовленный из каучука, был довольно тяжелым, массой около четырех килограммов. Понятно, что от удара таким мячом человек мог получить тяжелейшую травму, а то и вовсе скончаться на месте. Из одежды на игроках были только набедренные повязки с кожаной накладкой или корсет. На поясе висело приспособление для сильного удара по мячу, напоминающее хомут, весом до 30 килограммов. Иногда в экипировке присутствовали наколенники и защитные повязки на локтях. Такое снаряжение было обусловлено тем, что игроки не должны были отбивать мяч ни руками, ни ногами, разрешалось использовать только бедра, локти и колени. Поле для игры было узким и ограничивалось двумя стенами, установленными с уклоном для того, чтобы мяч лучше отскакивал. На стенах укреплялись каменные кольца, служившие воротами. В эти кольца надо было попасть мячом, а ведь их диаметр всего на несколько сантиметров превышал диаметр мяча, что делало задачу непростой. Команда, которая первой забрасывала мяч в кольцо, считалась победителем, а за каждый неудачный бросок начислялись штрафные очки. По окончанию игры кому-то доставались почести и овации, а кому-то почетная смерть на алтаре, где из живых еще игроков вырывали сердца. Впрочем, некоторые источники утверждают, что играли в тлачтли и просто так, для развлечения. 

 

 

ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ

Существовали и другие, может быть, не столь кровопролитные соревнования, но не менее жестокие. Например, перетягивание кож у викингов. Это состязание было похоже на нынешнее перетягивание каната, только вместо него использовали кожи животных. Команды располагались по двум сторонам огромной ямы, в которой бушевал огонь. Победители с варварской точки зрения награждались щедро: они могли грабить поселения и насиловать женщин. Проигравших же оставляли гореть в яме. 

У зулусов проводились битвы на посохах — нгуни. Конечно, соперники в таком бою не погибали, но получали огромное количество синяков и ран, становившихся потом уродливыми шрамами. Подобные поединки устраиваются и сейчас на свадебных торжествах. В них родственники жениха состязаются с родственниками невесты. 

В Афганистане бузкаши — игра, во время которой команды борются за обезглавленную тушу козла, — до сих пор считается национальным видом спорта. Победителем становится тот, кто сможет передать тушу через линию ворот. Во времена талибов это развлечение было незаконным из-за его аморальности. А сейчас соревнования возродились снова, но вместо туши используют шкуру животного. 

В Древней Греции практиковался панкратион, что в переводе означает «все силы». Можно сказать, что это аналог современных боев без правил. Противникам разрешалось использовать любые приемы. Нельзя было только выкалывать глаза сопернику и кусать его. Время поединка не устанавливалось, борьба продолжалась, пока один из борцов не сдастся или не погибнет. Победитель должен был сразу же вступить в бой со следующим претендентом. И так до тех пор, пока бойцов не останется двое. В Греции существует легенда, что первым таким поединком был бой между Тесеем и Гераклом. 

На фоне всех этих кровавых побоищ аргентинский вид спорта — пато — кажется детской забавой. Игроки соревновались верхом на лошадях. Цель игры — передать мяч на свою сторону. В прежние времена мячом служила живая утка. Изначально игрокам надо было загнать утку через ворота на настоящую ферму. Но, как правило, во время матчей возникала драка с поножовщиной и утку никто не щадил. Следует заметить, что к концу XVIII века общество относилось к подобным забавам уже весьма неодобрительно, а некоторые католические священники даже отказывали погибшим игрокам в обряде погребения. 

 

Галина БЕЛЫШЕВА

Категория: Люди и судьбы | Просмотров: 330 | Добавил: Иоланта | Теги: без, Жизнь, права, на | Рейтинг: 5.0/3

Другие публикации
Всего комментариев: 0
avatar