Главная » 2016 » Июнь » 25 » Это сладкое слово "спасибо"
03:33
Это сладкое слово "спасибо"

Довольно часто мы говорим «спасибо» просто так, из вежливости. Случается и наоборот: нас буквально переполняет благодарность, но выразить ее оказывается совсем непросто: то ли стесняемся неизвестно чего, то ли нужных слов не находим...

 

 

Бывают ситуации, когда мы понимаем, что должны испытывать благодарность, но почему-то ничего подобного не чувствуем.
О том, что потребность в признательности является одной из базовых, известно давно: второй уровень знаменитой «пирамиды Маслоу». Ниже, на первом уровне, лишь потребность в еде, тепле и безопасности: минимум, необходимый для выживания. Однако культурные традиции, моральные законы призывают скрывать, вуалировать эту естественную потребность. Ожидание благодарности считается неправильным и неприличным. Делай добро по велению сердца, не жди и уж тем более не требуй благодарности – знакомые слова, не так ли? Зато обвинять и упрекать в неблагодарности по поводу и без никто не запрещает. Она, неблагодарность, всегда и обязательно «черная», а существительные, которые употребляются с эпитетом «неблагодарный», зачастую вообще непечатные.
Странно получается: мы должны благодарить - но не знаем как, должны помогать - но не вправе ожидать признательности. Неудивительно, что у многих просто язык не поворачивается сказать «спасибо», а поддержку, проявление милосердия мы часто воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Или же наоборот – всячески открещиваемся от любой помощи, не желая оставаться в долгу. Ценности перепутаны, понятия перевернуты с ног на голову…


ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ

Между тем, способность испытывать благодарность испокон веков считалась высочайшей добродетелью. Все мировые религии рассматривают жизнь как величайший дар, который нужно воспринимать с радостью и с благодарностью к Творцу. Для христианина быть благодарным Богу также естественно, как принимать учение Христа. Священник Александр Мень разъяснял: «Благодарственная молитва – самая прекрасная и чистая. Она не ищет своего, не просит, а – преисполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и Слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить…».
Согласно священному Корану, Всевышний даровал верующим в него бесчисленное количество благ, за которые необходимо возносить Аллаху благодарственную молитву. Особую благодарность в исламской традиции заслуживают родители, ослушание которых приравнивается к одному из самых страшных грехов.
Иудаизм также придает большое значение чувству благодарности. Известное раввинистическое изречение гласит: «Человек, получающий блага земные и не воздающий за них благодарность Богу, поступает как вор».

 


БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ ШАБЛОН

По мнению большинства психологов, благодарность – своего рода «точка в конце предложения». Выражая признательность, мы как бы завершаем ситуацию, закрываем ее – иначе будем вынуждены снова и снова к ней возвращаться. Доказано: чем чаще звучат слова благодарности, тем крепче отношения между людьми. Потому что когда мы кого-то благодарим, мы сосредоточены на позитивных моментах – а это, согласитесь, приятно и полезно для обеих сторон.
Но для многих современных людей столь простые и естественные вещи оказываются практически невыполнимыми задачами. Вы, конечно же, замечали: сейчас продают открытки с готовыми поздравлениями и словами благодарности. Очень удобно: когда трудно выдавить из себя «спасибо», можно воспользоваться шаблоном. Спрос, как известно, рождает предложение, так что удивляться нечему. Появляются даже профессиональные «благодарители». Я совершенно серьезно! Ирина, одна из моих клиенток, работает в благотворительном фонде. Ей часто приходится сочинять благодарственные письма жертвователям. Нет, не от лица фонда – от имени получателей. У нее есть свое объяснение: «Волонтеры хотят слышать «спасибо», жертвователи хотят слышать «спасибо», но проблема в том, что не все «спасибо» умеют говорить. Одни не благодарят, потому что считают, что им все должны. Другим пришлось пережить настолько сильный стресс, что, когда проблема остается позади, они хотят забыть все с ней связанное, в том числе, людей, которые им помогали. Кто-то не говорит «спасибо» в силу воспитания. Дело не в том, что люди не испытывают благодарности – они просто забывают или не могут нормально ее выразить».


ДОЛГОВАЯ ЯМА

В то же время, боязнь прослыть «неблагодарными» зачастую играет с нами злые шутки. Алексей устроился на работу в организацию, ведающую выдачей лицензий. Рабочий день фиксированный, зарплата приличная, отпуск по графику – желанная стабильность! Поспособствовал его трудоустройству старый знакомый: по объявлению в подобные места не попадешь. Молодой человек был на седьмом небе от счастья. Но недолго. Через полгода тот самый знакомый попросил его «сделать исключение» для своих друзей. Проще говоря – нарушить закон. В благодарность за трудоустройство…
Еще одна щекотливая ситуация, хоть и без криминального оттенка. Ольга решила сделать ремонт в квартире. Да не простой, а «золотой». В смысле, дизайнерский. И отправилась в мебельный салон. Теперь ведь в каждом уважающем себя салоне работает дизайнер-консультант, который и шкафы-столы-кресла красиво расставит, и драпировки подберет, и освещение. Услуги дизайнера включаются в стоимость мебели, так что свои комиссионные он получает лишь в том случае, если покупатель приобретает товар. Такой рекламный ход. Ольге повезло: дизайнер оказалась милейшей девушкой с безупречным вкусом. Она изящно и быстро нарисовала картину будущего жилища, которая привела Ольгу в восторг и умиление. Следующий шаг, расчет стоимости работ и мебели, прояснил, что в этом магазине покупка, увы, не состоится: Ольга просто не могла потратить на ремонт такую сумму. Казалось бы, ничего страшного, дело житейское. Но Ольга на сей счет была иного мнения. Мало того, что ей не хотелось расставаться с мечтой. Она испытывала неловкость перед девушкой-дизайнером, которая прекрасно справилась с заданием, но ничего не заработала. Чувство вины преследовало нашу героиню еще несколько месяцев…
Нетрудно догадаться, что объединяет эти две истории: чувство долга и чувство вины, которые порой мы принимаем за благодарность. Нежелание (и даже страх) оказаться в «должниках» блокирует естественные чувства, не позволяет принимать помощь, выражать признательность, что в итоге приводит к отчуждению, конфликтам, комплексам. Кто и зачем играет на наших слабостях – вопрос отдельный. Важно другое: понять, где грань между благодарностью истинной и ложной, между признательностью и зависимостью. Грань, безусловно, тонкая, но различить ее способен каждый. Нужно лишь прислушаться к себе и понять, когда вы действуете от сердца, а когда повинуетесь нормам и стереотипам; когда вам хочется отблагодарить человека, а когда вы понимаете, что должны это сделать. А затем принять за аксиому: вы никому ничего не должны. Тогда не будет ни «должников», ни «виноватых». Зато радость от полноценного общения, от «простого человеческого «спасибо» вы непременно испытаете.

 

Екатерина ВАРЮХИНА, коуч

Категория: Философия, размышления, мыслеформы | Просмотров: 282 | Добавил: Иоланта | Теги: это, Сладкое, спасибо, слово | Рейтинг: 5.0/1

Другие публикации
Всего комментариев: 0
avatar