Главная » 2019 » Апрель » 27 » Ген грусти - почему русские обречены на страдание.
02:36
Ген грусти - почему русские обречены на страдание.

В каждом русском человеке с рождения посажено семя тоски, ген, если хотите, грусти. Иногда оно укореняется почти сразу, политое водой четырех стен тесной однушки; иногда годами лежит на сухом грунте русской души. Но рано или поздно оно прорастает. Прорастает в каждом, кто идет в школу. Нет, не подумайте ничего плохого, сама по себе школа прекрасна. Поливает это семя лишь один предмет - литература.

 

Сначала это происходит незаметно. В первом классе дети читают стихи, сказки и рассказы детских писателей... Подождите, а что это за произведения? Дети читают депрессивные стихи про осень, учат наизусть Есенина. Да, первоклашки не знают биографии поэта, не всегда могут прочувствовать и понять суть стихотворения. Кроме того, эти стихи соотносятся с тем, что они видят за окном, вокруг себя, не вызывают внутреннего диссонанса, не заставляют задуматься: "А все ли в мире правильно?". Но помимо них в программе присутствуют, например, "Приключения Незнайки". Казалось бы, что не так с этим культовым произведением? С ним все, как раз таки, так. Даже слишком так. Истории о Незнайке - это истории про идеальное общество, где все равны, дружны, а конфликты легко разрешаются. Да, они определенно прививают ребенку только положительные качества, но они не соотносятся с реальностью. С самого раннего возраста дите знает, что дворник не равен и никогда не будет равен инженеру, а инженер - успешному художнику. И, видя в книге картину всеобщего равенства, первоклассник осознает, что сам никогда не будет жить в таком мире. Тогда-то семя тоски и дает свои корни.

 

Ну, это-то все, конечно, шуточки, хотя в каждой шутке есть лишь доля шутки... Теперь о более серьезных вещах. Вскоре ребенок, хочет он этого или нет, сталкивается с русской классикой. Чувствуете это? Чувствуете, как эти слова тяжело, словно каменные, падают в вашей голове, пригромыхивая?

Неважно, о каком произведении идет речь - от каждого веет тленом. В них поднимаются проблемы одиночества и безысходности. Главными героями становятся маленький (Акакий Акакиевич, "Шинель"), лишний (Илья Ильич, "Обломов"), футлярный (Николай Иванович, "Крыжовник"), новый (Чацкий, "Горе от ума") и прочие люди. Всех их объединяет одно: отсутствие смысла жизни и непонимание со стороны окружающих. Дети изучают эти произведения в подростковом возрасте, когда их внутренние переживания совпадают с переживаниями героя. Они ставят себя на его место и... Понимают, что их судьба сложится так же: никто не сможет защитить их от уличного беспредела; смерть принесет лишь облегчение; цель всей жизни окажется пустышкой; а окружающие так и не поймут их, посчитав сумасшедшими.

 

Вы, конечно, можете возразить, сказать, что далеко не все произведения из школьной программы такие. Я не буду спорить, но, знаете, что подтолкнуло меня к написанию этой статьи? Я вспомнил один случай, произошедший со мной еще в школе. Мне всегда очень нравилось творчество Ф. М. Достоевского. "Преступление и наказание" было прочитано мной года за три до того, как мы подобрались к его изучению, затем к нему добавилось все знаменитое пятикнижие и еще несколько романов и повестей. Упомянутые романа не раз были перечитаны в течение тех трех лет. Вот, сижу я на уроке литературы, учительница рассказывает об убийстве старушки, и тут моя одноклассница поднимает руку: "Наталья Викторовна, а в школьной программе есть хоть одно произведение, где никого не убивают?". Помнится, потратили весь урок на попытки вспомнить таковое и пришли к тому, что даже Колобка в итоге съели.

Вот такие вот сказочки.

Категория: Психология | Просмотров: 144 | Добавил: Иоланта | Теги: почему, ОБРЕЧЕНЫ, грусти, на, Русские, ген, страдание. | Рейтинг: 4.0/1

Другие публикации
Всего комментариев: 0
avatar