Главная » 2016 » Июнь » 14 » Янтарное чудо
14:28
Янтарное чудо

 

Даже те, кто ничего не знает о Екатерининском дворце в Пушкине (бывшем Царском Селе), наверняка слышали о Янтарной комнате. Ее вполне заслуженно называют восьмым чудом света, настолько она красива. Но янтарный кабинет, выставленный сегодня на всеобщее обозрение под Санкт-Петербургом, всего лишь копия, хотя и очень достойная, того шедевра, который бесследно исчез во время Великой Отечественной войны. Судьба же подлинника до сих пор туманна.


НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ…

В 1684 году 16-летнюю герцогиню Софию-Шарлотту Ганноверскую выдали замуж за вдовствующего курпринца Бранденбурга Фридриха. Спустя четыре года после смерти великого курфюрста Фридриха Вильгельма его сын Фридрих занял трон. К сожалению, это не добавило счастья супружеской чете: брак, заключенный по политическим мотивам, оказался крайне неудачным. В 1696 году София-Шарлотта получила в подарок имение в пригороде Берлина. Не лишенная вкуса молодая королева решила построить там дворец и поселиться в нем отдельно от супруга. Так и получилось: король наведывался в покои супруги только по ее приглашению.
В архитектурной моде того времени все зодчие равнялись на Версаль. Другие европейские резиденции строились по его образу и подобию, богато украшались лепкой, скульптурой и резьбой. Даже мелкие немецкие князья и герцоги старались воссоздать у себя обстановку и этикет версальского двора. Интеллектуалка, страстная меломанка и сочинительница София-Шарлотта задумала создать дворец как образчик изысканного барокко.
ЕСТЬ ИДЕЯ!

По сей день не вполне ясно, кому принадлежит идея создания помещения из янтаря. Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями. Так или иначе, по приказу Фридриха I главный архитектор при прусском королевском дворце Андреас Шлютер разработал проект янтарной галереи в резиденции дворца Шарлоттенбург. Однако в связи с непомерными затратами было решено сократить размер галереи до размеров обычного помещения, названного впоследствии Янтарной комнатой. Из Франции только что вернулся швед Иоганн Эозандер, который учился архитектуре за счет средств королевы, и София-Шарлотта привлекла своего фаворита к работе над проектом по строительству своего дворца. Последний факт страшно задел Шлютера. Он считал, что Эозандер выскочка и бездарь, но воля королевы - закон.
Отвергнутый Софией-Шарлоттой Шлютер занялся проектом расширения и перестройки Большого королевского дворца в Берлине. В эту работу он вложил весь свой пыл и страсть. Именно здесь Андреас решил воплотить в жизнь идею янтарной комнаты. Из разных городов Пруссии выписывал лучших мастеров и самые редкие и ценные материалы: мрамор, дерево экзотических пород. В дворцовых кладовых скопилось большое количество янтаря, и Шлютер набросал чертежи и рисунки панелей и стен Янтарного кабинета короля. За основу композиции центральных панно архитектор взял три роскошные рамы из янтаря с зеркалами, которые были созданы мастерами-янтарщиками из Кенигсберга и Дрездена, где существовали лучшие янтарные ремесленные мастерские. Пышное убранство рам поражало воображение, но Шлютер пошел дальше – он вынашивал план единого ансамбля из янтаря. Его уязвленное самолюбие требовало реванша.
ПАЛКИ В КОЛЕСА

В 1701 году Шлютер пригласил мастера из Дании Готтфрида Вольфрама – лучшего по тем временам специалиста по янтарю. Тот приехал в Берлин с рекомендательным письмом от датского короля, в апреле того же года открыл собственную мастерскую. Под руководством Вольфрама идеи Шлютера претворялись в жизнь. Работа была выполнена почти наполовину, когда неожиданно случился скандал. Многолетние происки Эозандера увенчались успехом: в январе 1707 года Шлютера отстранили от работы и сняли с должности придворного архитектора. Формальным поводом стали неудачи при строительстве водовзводной башни. Оскорбленный мастер переехал в Дрезден, а затем по приглашению русского царя отправился в Россию. Эозандер занял его пост. Король решил свернуть проект и перенести почти готовую Янтарную комнату в замок Шарлоттенбург. Но между датчанином Вольфрамом и Эозандером начались стычки. В конце концов, отстранили от работы и датчанина. Раздосадованный Вольфрам запер свою мастерскую, в которой хранились панели янтарной комнаты, и тоже уехал в Дрезден. Интриган Эозандер взломал дверь и приказал перенести готовые янтарные панно в замок Шарлоттенбург. Вольфрам пытался добиться справедливости, но тщетно. Даже письма королю не помогли. Датчанин предпочел вернуться на родину. Последнее письмо Фридриху из Дании не дошло до адресата - король скончался.
ШИРОКИЙ ЖЕСТ

Новый король Фридрих Вильгельм I, осуждавший расточительность отца, не захотел тратить деньги на янтарную комнату. Но и в незавершенном виде панели представляли собой настоящий шедевр архитектурного искусства. Увы, они долго пылились в закутках королевского дворца, пока прагматичный король не решил преподнести их в дар русскому царю Петру I в связи с заключением союза между Россией и Пруссией. В это время царь отправился в вояж по Польше, Германии, Голландии с Великим посольством. В Берлине в его честь устроили грандиозный прием – с фейерверком, фонтанами из вина и зажаренным и набитым дичью быком для бедного люда. Петр был тронут вниманием, но особенно его покорила янтарная комната. Российский реформатор – сам талантливый архитектор (он спланировал Летний сад, Адмиралтейство, Петергоф и Петропавловскую крепость) – не мог не оценить щедрый жест прусского короля. Последний тоже был доволен: он, наконец, избавился от вещи, которая ему была совершенно не нужна. Король Фридрих Вильгельм, которого называли не иначе как «фельдфебель на троне», нисколечко не разбирался в искусстве, куда больше его интересовали военные дела.
Получив подарок, Петр I написал императрице Екатерине: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император отправил Фридриху Вильгельму ответный дар — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.
ДИКОВИНА, КОТОРОЙ СВЕТ НЕ ВИДЫВАЛ

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в восемнадцати больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагалась инструкция по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.
2 июля 1717 года любимец царя Александр Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с наставлениями панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».
ГЕНИЙ РАСТРЕЛЛИ

Увы, деталей действительно недоставало. Хуже всего обстояло с пилястрами. Монтировать комнату в таком виде было невозможно. Поэтому королевский презент из Пруссии отправили в покои Летнего дворца, где он пролежал вплоть до 1743 года, пока царица Елизавета Петровна не решила украсить янтарной комнатой покои Зимнего дворца. Но в 1755 году она распорядилась перенести шедевр в Царское село, где строилась новая резиденция русских монархов. 75 специально отобранных гвардейцев и силачей несли на носилках ящики с янтарным содержимым. В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала гениальному итальянскому архитектору Франческо Растрелли создать недостающие детали для янтарной комнаты в Большом Царскосельском дворце. Растрелли очень бережно подошел к поручению, там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.
В середине XVIII века янтарная комната стала достойным украшением царского дворца. Началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России. Однако на новой родине его судьба оказалась непростой. Хрупкий материал сильно страдал от перепадов температуры, и комната трижды подвергалась реставрации! Она едва уцелела от погромов после Октябрьской революции 1917 года. А когда фашисты взяли в кольцо Ленинград, они сняли в Пушкине (Царском Селе) янтарные панно и вывезли их в Кенигсберг. С тех пор следы их потерялись. Самая правдоподобная версия – янтарная комната позже сгорела во время пожара.

Любовь ДЬЯКОВА

Категория: Это интересно. Факты из жизни | Просмотров: 316 | Добавил: Иоланта | Теги: Янтарное, чудо | Рейтинг: 5.0/2

Другие публикации
Всего комментариев: 0
avatar