Главная » 2018 » Январь » 2 » Как на Руси праздновали Новый год?
14:40
Как на Руси праздновали Новый год?

О том, как праздновать Святки, сказано достаточно. Многие обряды зафиксированы в древности, многие дожили до XIX века с его интересом к народной культуре Руси. А вот почему праздновали именно так?

 

 

При всем веселье, Святки — праздник народный, а следовательно, религиозный, языческий. И весёлые святочные обряды типа ряжения в маски и шубы, пения и пр. являются религиозными ритуалами.

 

Ритуалы же всегда осмысленны и не случайны.

 

Вот и попробуем понять, почему именно так праздновали начало года. И почему именно 1 января?

День солнцестояния был славянам прекрасно известен: именно к солнцестоянию приурочивалось начало Святок. И Новый год было бы логично начать с «поворота на лето». А не шестью днями позже. Нет, прикладной астрономией предки владели. И солнечные фазы отслеживали прекрасно. В том числе, что прирост светового дня становится заметен к январю. Праздновать же начинали с солнцестояния. Точнее, 24 декабря, в Сочельник.

 

Вы верите, что встреча Нового года определяет, каким он будет?

 

И предки верили. И цель большинства святочные обрядов — магически обеспечить удачу и благополучие в наступающем году. С этой точки зрения и стоит рассматривать почти все святочные «народные обычаи».

 

Например, обряд посевания, с разбрасыванием зерна или крупы — имитация сева и изобилия. Или выпекание хлеба, пирога, каравая. Это не совсем традиционное праздничное угощение. В некоторых регионах святочный пирог выпекался как можно большего размера. Это память о древнем обряде, когда жрец, спрятавшись за выпеченным вскладчину (всем селением) пирогом, спрашивал: «Видно ли меня?» Считалось, что за хорошим пирогом можно спрятаться полностью — тогда и наступающий год будет таким же обильным.

 

Сельское хозяйство — не только земледелие, но и скотоводство.

 

Значит, следует позаботиться и о домашних животных. Здесь и кормление скота обрядовым зерном, и «магия подобия» — выпекание печенья в виде фигурок домашних животных. Кое-где до ХХ века дошел обычай изображать на ритуальном пироге все домашнее хозяйство. Выпекались фигурки «коровушек», птиц, собак, лошадей, а также изображения фруктов, снопов, кувшинов, ступ… Древний (возможно, насчитывающий несколько тысячелетий!) обряд отчасти переосмысливался в христианском ключе: корова — потому что «Иисус Христос родился в яслях»…

 

Христианский смысл вносился и в колядки, благопожелательные песни.

 

Как и Масленицу, «отменить» языческие Святки не удалось. И кое-где духовенство предпочитало «возглавить» колядки, превращая их в церковный обряд. Колядование — самый веселый и шумный из святочных обычаев. Тем не менее это также магический обряд, по сути — заклинания-наговоры, призывающие в дом благополучие. Получаемые колядниками от селян угощения, зачастую специально для этого выпекаемые — тоже часть ритуала. Не менее важная его часть — ряжение, переодевание. Переодевались в одежду мехом наружу, в шкуры, надевали маски. В общем, «перевоплощались» в животных. Перевоплощались… в буквальном смысле. Когда-то, давным-давно. Память об этом долго сохранялась в виде веры в оборотней. А после, веке в XIX−XX-м, разве что в форме святочных переодеваний.

 

Какое отношение имеют переодевания в «шкуры» к Святкам и Новому году?

 

Как правило, «карнавальные» костюмы имитировали волка, медведя и быка/тура. Все эти животные соотносились с Велесом, «скотьим богом». Если декабрьские Святки посвящались аграрной магии, то дни после Нового года — Велесовы, время магии «животноводческой». Отсюда и маски с костюмами, и игры с участием ряженых, и кормление животных обрядовым зерном, и печенье — фигурки животных. И обязательные мясные (если совсем точно, то из свинины) блюда на новогоднем столе — такое же ритуальное блюдо, как сочиво в Сочельник. Сочиво

 

Возможно, из-за разгула переодетых колядующих это время и звали «страшными вечерами»?

 

Возможно, хотя был страх и посерьезней. Святки считались временем разгула нечисти, которую Бог, на радостях от рождения Сына, вроде бы выпускает из ада. Но это поверье христианское, видевшее нечисть и в языческих божествах, и в любых проявлениях прежней религии. Мы не знаем, верили ли предки-язычники в появление на Святки каких-либо вредоносных духов. А вот души предков к новогодним трапезам приходили. И культ предков — еще один важнейший элемент Святок. В частности, для предков ставилась ритуальная пища.

 

К тому же Велес — бог не только «скотий». Вполне вероятно, он еще и бог подземного мира. Когда, как не в Велесовы дни, умершим приходить в мир живых? И наконец, знаменитые святочные гадания. Вообще-то, гадали о благополучии в будущем году «в целом». Прежде всего, конечно, об урожае. Возможно, отсюда пошли и многочисленные «святочные» приметы, связанные с погодой? Ведь от нее прямо зависит будущий урожай — а значит, и благополучие… а иногда и выживание в следующие полтора года. Поэтому и отношение к святочным обрядам самое серьезное.

 

Были и другие гадания.

 

Это знаменитые гадания на суженого. Конечно, они не имели такого значения, как аграрные. Зато они дожили аж до нашего времени. Хотя… гадания на суженого — это ведь тоже своего рода магия плодородия! Может, потому и гадали «на суженого» именно в Святки, заодно с аграрными гаданиями? Или действительно считали, что в эти дни ближе… конечно, не христианский ад, а потусторонний мир. И значит, гадание будет точным?

 

Да и самое время погадать сразу на весь наступающий год! Зачем нам все это знать? Во-первых, лишних знаний не бывает. А во-вторых, сейчас модно возрождать народные традиции. Святочные гулянья с имитацией традиционных игр — не исключение. И это, без всякой иронии, прекрасно! А еще лучше, если понимаешь смысл происходящего. 

 

Автор: Александр Смирнов 

Категория: История | Просмотров: 285 | Добавил: Иоланта | Теги: год?, Руси, Как, Новый, праздновали, на | Рейтинг: 0.0/0

Другие публикации
Всего комментариев: 0
avatar