Главная » 2016 » Март » 30 » Комары против динозавров. Ученые рассматривают неожиданную версию вымирания древних ящеров:

Известный исследователь "янтарных" насекомых Джордж Пойнар считает, что малярия могла послужить одной из возможных причин вымирания динозавров. На это указывает ископаемый комар, найденный в кусочке янтаря в Мьянме.

Малярийный комар, найденный в янтаре времен мелового периода

Необычная находка в янтаре помогла американским биологам найти еще одну возможную причину вымирания динозавров – "виновником" их  гибели могли послужить комары, разносившие малярию по Земле примерно 100 миллионов лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале American Entomologist.

"Ученые давно спорят о том, как долго существует малярийный плазмодий и как он развивался в минувшие исторические эпохи. Обнаруженные нами свидетельства, как я считаю, говорят о том, что современная малярия использовала комаров для заражения жертв уже как минимум 20 миллионов лет. Первые версии этой болезни, переносимые клещами, существовали уже 100 миллионов лет назад", — заявил Джордж Пойнар (George Poinar) из университета штата Орегон в Корваллисе (США).

Пойнар и его коллеги уже несколько лет пытаются найти следы доисторического прошлого Земли в кусочках янтаря, сформировавшихся миллионы лет назад. К примеру, в начале прошлого года им удалось найти в окаменевшей смоле галлюциногенный гриб-спорынью, оказавшийся ровесником первых динозавров и первых цветковых растений, а в начале этого года – цветок возрастом 15-20 миллионов лет.

Во время изучения образцов с острова Доминикана, где был найден цветок, Пойнару опять улыбнулась удача. Ученому удалось найти застрявшего в янтаре комара, который сохранился настолько хорошо, что удалось изучить содержимое его желудка. Аналогичную находку Пойнар и его единомышленники совершили раньше в Мьянме, там они нашли комара, попавшего в каплю смолы примерно 100 тысяч лет назад, в середине мелового периода.

Как оказалось, пищеводы и того, и другого насекомого содержали в себе ооцисты малярийных плазмодиев – окуклившиеся клетки одноклеточного паразита, вызывающего малярию при проникновении в кровоток человека или животных.

Паук Halitherses grimaldii в кусочке бирманского янтаря

Ученые: паук с возбужденным пенисом провел в янтаре 100 млн лет
Их открытие дало ученым неожиданный подарок — у них появилась возможность проследить за эволюцией этих одноклеточных и понять, как они могли влиять на жизнь фауны Земли во время мезозоя и современной геологической эры, кайнозоя.

Проанализировав устройство спор плазмодия, ученые пришли к выводу, что он был приспособлен для заражения и жизни внутри кровяных клеток хладнокровных существ. Главными "кандидатами" на эту роль 100 миллионов лет назад были динозавры, часть из которых была лишь частично теплокровной, как сегодня считают ученые.

По мнению Пойнара, появление малярийного плазмодия, способного распространяться "воздушным путем" при содействии комаров, могло стать одной из причин вымирания этих ящеров. Первые эпидемии малярии могли послужить причиной резкого сокращения численности человечества, которое произошло 15-8 тысяч лет назад.

Блоха, застрявшая в янтаре 20-35 миллионов лет назад

Ученые нашли внутри янтаря чумную бактерию возрастом в 20 млн лет
Смерть динозавров, животных и людей от малярии, по всей видимости, является побочным продуктом жизнедеятельности одноклеточных – анализ облика "ископаемых" плазмодиев показывает, что они паразитируют на самом деле на насекомых, в организме которых размножаются, а позвоночные животные являются для них способом распространения среди комаров.

"Конечно, вымирание динозавров сопровождали катастрофические события – излияния лавы и падение астероида. Но нам вполне очевидно, что численность динозавров медленно и неуклонно падала задолго до этого, что говорит о наличии других проблем. Насекомые, патогены и болезни только начинали появляться тогда, в том числе малярия и комары", — заключает Пойнар.

Категория: История и археология | Просмотров: 253 | Добавил: Иоланта | Рейтинг: 0.0/0