Главная » 2016 » Июнь » 22 » Магазинная лихорадка
18:25
Магазинная лихорадка

Знаете, какой способ борьбы со стрессом наиболее популярен в последние годы? Задушевная беседа с другом или психотерапевтом? Экстремальный спорт? Секс? Алкоголь, никотин, пирожные? Ничего подобного. По мнению большинства современных граждан, это шопинг.

 


ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Казалось бы, можно только порадоваться за человечество. Вместо того чтобы отравлять организм смолами, холестерином и прочими ядами, люди всего лишь тратят честно заработанные деньги. Что здесь плохого? Ничего — как и в бокале вина за обедом. Любая привычка становится нездоровым пристрастием, когда человек переступает черту, становится зависимым. И в этом смысле шопоголики ничем не отличаются от наркоманов, заядлых курильщиков и алкоголиков. В психиатрии даже существует специальный термин, характеризующий навязчивое желание совершать покупки: ониомания (от греч. onios — «для продажи» и mania — «безумие, страсть»). Ученые выяснили, что во время шопинга повышается уровень серотонина — гормона счастья. Человек испытывает удовольствие, избавляется от страхов, комплексов, тревог — и со временем рискует подсесть на этот «наркотик».
Родиной ониомании считают США. И первой официальной жертвой этого недуга называют американку Барбару Зелински. В пятидесятые годы прошлого века она прославилась тем, что умудрилась потратить все деньги своего супруга за 2 минуты 34 секунды. «Нужную вещь не купить — здоровью навредить» — полагала азартная дамочка. Правда, «счастье» ее длилось недолго: вскоре муж подал на развод, поскольку был категорически не согласен с ее жизненным кредо.
Как вы догадываетесь, этот случай — далеко не единственный. Конфликты и разводы в семьях шопоголиков — явление обычное. Вот только никакие ссоры и ультиматумы не смогут вразумить больного человека — а родственники этого, как правило, не понимают.
Избавиться от магазинной зависимости не проще, чем от алкоголизма и курения. На Западе с этой проблемой работают психотерапевты. Существуют даже общества анонимных шопоголиков, специально разработанные программы реабилитации и поддержки семей. У нас же об ониомании пока мало кто слышал, а страсть к шопингу считают безобидным развлечением, в крайнем случае — блажью. Вот только людей, страдающих этой зависимостью, у нас с каждым годом становится все больше.
ДЕВОЧКИ НАЛЕВО, МАЛЬЧИКИ НАПРАВО

Считается, что страсть к шопингу — проблема исключительно женская. Но это не совсем так. Просто у женщин эту болезнь гораздо проще диагностировать. Приглядитесь к покупателям в торговых центрах: подавляющее большинство из них — дамы. Именно они с восторженными лицами ходят из одного бутика в другой, подолгу томятся у витрин, стоят в очередях в примерочные, охотятся за скидками, купонами и с нетерпением ждут распродаж. Мужчины ведут себя гораздо спокойнее. Зачастую они просто сопровождают своих спутниц, порой интересуются техническими новинками — в общем, выглядят абсолютно здоровыми, нормальными потребителями. Но это лишь видимость. Согласно статистике, 40 % шопоголиков — именно мужчины. Женщины, конечно, лидируют — но не с таким уж значительным перевесом, как может показаться на первый взгляд.
Получается, мужчины питают тайную страсть к покупкам? Иногда — так и есть. Срабатывает стереотип, что хождение по магазинам — не мужское дело, поэтому представители сильного пола стараются не афишировать свое увлечение, что с появлением интернет-магазинов стало совсем не сложно. Кстати, денег они тратят ничуть не меньше, а порой — значительно больше, чем женщины, поскольку покупают не одежду и косметику, а мобильные телефоны, модные гаджеты, аксессуары для машины или компьютера и прочие недешевые мужские игрушки.

 


«БЕЗ СПРАВОК И ПОРУЧИТЕЛЕЙ»

Кроме того, мужчины чаще страдают другой распространенной болезнью современности — кредитоманией. У жизни в долг есть свои плюсы — если умеешь вовремя остановиться. Но, увы, это не всем удается. Импульсивные натуры не могут устоять перед соблазном получить сразу крупную сумму денег. О том, что вскоре придется отдавать долг, причем, с процентами (иногда баснословными), задумываются не все. На Западе примерно 10% населения составляют «хронические должники»: люди, годами, а то и десятилетиями не вылезающие из кредитов. Типичный пример: давно хотелось купить новый телевизор — а тут как раз заманчивое предложение от банка: кредит без справок и поручителей. Почему бы не воспользоваться? Проценты, правда, великоваты — но потом можно будет пререкредитоваться, взять новую ссуду, на более выгодных условиях… Примерно так рассуждают «хронические должники», не замечая, что сами загоняют себя в ловушку. А в основе этой мании — все тот же инстинкт потребления: желание покупать (то есть, получать удовольствие) «здесь и сейчас», не заботясь о последствиях.
УРА, СКИДКИ!

На этом фоне любители распродаж кажутся людьми рассудочными и здравомыслящими. Но, по сути, их рационализм — всего лишь иллюзия. В большинстве случаев охота за скидками тоже превращается в манию, да еще и небезопасную. Во-первых, стремление сэкономить зачастую оборачивается крупными расходами: соблазняясь «бросовыми» ценами, люди перестают считать деньги — и в итоге тратят гораздо больше, чем планировали. Во-вторых, в дни скидок выше риск приобрети некачественный товар (который, кстати, обмену и возврату не подлежит): покупатели не особенно приглядываются к вещам, ведь главное — опередить конкурентов. Но это не самое страшное. Известны случаи, когда в первые дни распродаж люди получали серьезные травмы: толпа безумных покупателей сметала все на своем пути…

 


ГРУППА РИСКА

Так что же теперь: держаться подальше от магазинов? Нет, конечно. Не каждый покупатель становится шопоголиком — ведь зависимостью от секса, алкоголя или пирожных тоже страдают далеко не все. По мнению психологов, магазинной мании больше всего подвержены те, кто в детстве страдал от недостатка родительской любви. Повзрослев, люди пытаются компенсировать дефицит положительных эмоций и балуют себя многочисленными покупками, не замечая, как впадают в зависимость от этого эрзаца любви. Пополнить ряды шопоголиков рискуют и те, кто недоволен своей карьерой или социальным статусом: такие покупатели в большом количестве приобретают так называемые атрибуты роскоши: дорогие шубы, часы, украшения, навороченные телефоны — и при этом едва сводят концы с концами. И, конечно же, в группе риска импульсивные натуры, для которых сиюминутное удовольствие важнее всего на свете.
СТАВИМ ДИАГНОЗ

Крайняя степень ониомании — явление достаточно редкое. По данным американских исследователей, большинство шопоголиков балансируют на грани. Как не переступить черту и вовремя остановиться? Для начала постарайтесь понять, подходите ли вы под описание типичного шопоголика. «Патологический потребитель», попадая в торговый центр, теряет контроль над собой, и если купит хоть что-нибудь, уже не может остановиться. Потом он винит себя за бессмысленные траты — а чтобы поднять настроение, вновь идет за покупками. Желание пройтись по магазинам чаще всего возникает у шопоголика, когда он раздражен, обижен, разочарован или встревожен. Конфликты в семье, долги и безденежье его не останавливают. А если по каким-то причинам человек не может заняться шопингом, он испытывает самую настоящую ломку: теряет интерес к жизни, впадает в депрессию, порой — заболевает. В такой ситуации поможет только психотерапевт. Ну, а у «пограничников» есть шанс справиться с зависимостью самостоятельно.
Кодекс разумного покупателя
Отправляясь за покупками, всегда составляйте список необходимых приобретений.
Не берите с собой кредитки: они создают иллюзию бесплатной покупки, а расплачиваясь «живыми» деньгами, вы контролируете траты.
Старайтесь ходить по магазинам с друзьями или родственниками, которые терпеть не могут шопинг (не удивляйтесь, так бывает!): своим недовольным видом они отобьют у вас охоту сорить деньгами.
Как только возникнет желание заняться шопингом просто так, для поднятия тонуса, постарайтесь найти этому «виду спорта» адекватную замену: покатайтесь на роликах или посмотрите кино. Поверьте, хождение по магазинам – не самое интересное в жизни.

 

Елена КИРЮШИНА, психолог

Категория: Это интересно. Факты из жизни | Просмотров: 236 | Добавил: Иоланта | Теги: Лихорадка, Магазинная | Рейтинг: 5.0/1

Другие публикации
Всего комментариев: 0
avatar