Главная » 2016 » Июнь » 28 » Племя рыси
02:38
Племя рыси

Имя восточных славян у разных народов звучит по-разному: русы, россы, русины, расены… Почему? Может быть, потому, что в языках, на которых писались древние греческие, византийские, германские, скандинавские и арабские тексты, не нашлось нужной буквы? Но вот какой? Ё, Ю, Я не подходят - они легко передаются двумя буквами: YO, YU, YA. А вот Ы… Значит, не Русь, не Рось, а Рысь?..

 


РЫСЬ – РУСЬ

Ведь есть в русском языке чередование Ы-У: был - буду, слышать - слух, дыхание – дух, Рысь – Русь. Да, но почему же тогда у нас самих не прижилось в качестве названия государства слово «Рысь»? Возможно, причина в том, что языческих летописей у нас не сохранилось. Начало русской истории первые церковные летописцы переписывали с византийских источников, и буква «Ы» просто не вошла в эти тексты. Разумеется, это только предположение, но звучит оно достаточно убедительно, осмысленно: народ Рыси – народ, чьим тотемом была рысь.
Но всегда ли рысью называли именно рысь? В своем указе об учреждении герба Пскова царь Алексей Михайлович пишет о рыси, хотя почти в то же самое время в других документах этот же зверь на гербе зовется барсом. Не мог же царь всея Руси, большой любитель охоты, спутать коротколапую и почти бесхвостую кошку северных лесов с длиннохвостым барсом, изображенным на гербе? Значит, раньше рысью звали и барса, и любую другую крупную кошку?


У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ

Кошка, очень похожая на барса, но меньше его по размерам - это гепард. От барса его отличают очень высокая скорость бега, а также способ преследования добычи -- гоном, а не из засады. Дикие гепарды когда-то жили по всей Юго-Западной Азии -- от пустынь Аравии до Ганга и от степей Центральной Азии до Иранского нагорья. Эти звери хорошо поддаются дрессировке. С прирученными гепардами охотились фараоны, индийские раджи, иранские шахи, армянские государи и киевские князья.
Может ли гепард быть тем самым рысом - тотемом? Сохранились ли хоть какие-нибудь сведения о почитании дикой кошки? Как могли выглядеть ее святилища до того, как в Киевской Руси было принято христианство? Как древние русы величали свое божество, покровителя народа? Можете не верить, но все это известно нам с детских лет. Припомните-ка:
«У Лукоморья дуб зеленый; 
Златая цепь на дубе том: 
И днем и ночью кот ученый 
Все ходит по цепи кругом…»
Пушкин - это наше ВСЕ. Вот каким оно было, капище Священного Рыса -- Барыса, Боруса. А согласно свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, находилось оно на днепровском острове Хортица, где стоял 2000-летний дуб – святыня россов.
Где еще можно найти упоминания о тотемном прошлом наших далеких предков? В первую очередь в эпосе, в былинах и сказках. Вспомним барсовую шкуру Ясона, парную упряжку гепардов, носившую колесницу бога виноделия Диониса (известно, что именно фракийцы, скифы, русы славились невоздержанностью к вину). Вспомним древнюю русскую народную сказку о диковинном быстроногом звере по имени Арысь-поле…

 


БРЫСЬ!

Удивительные находки таятся не только в гениальных переработках русских былин и сказок, но и в повседневной речи. В древней Руси существовал звательный падеж, сохранившийся сегодня только в церковной службе, например, в обращении: «Господи!». А как звучало такое обращение к барысу? - «Барысе!» Со временем слова стираются от постоянного употребления, забывается их первоначальный смысл. И вот домашней своей кошке мы говорим: «Брысь!» - не задумываясь о происхождении и изначальном высоком значении этого слова.


КОШКА В ЦЕРКВИ

Какое-то время и в православии сохранялись отголоски язычества. Обратите внимание: кошка может гулять по православной церкви, где ей заблагорассудится, может даже в алтарь войти -- не выгонят. На Царских вратах в одном из храмов Суздаля, в самом центре - изображение морды гепарда, о чем свидетельствуют точки-пятнышки, изображенные на шкуре. «Львы» на Дмитровском храме во Владимире больше похожи на добродушных дворовых Шариков: резчик уже не знал, как выглядит гепард, но что похож сразу на льва и собаку - слышал. А вот в построенной раньше киевской Софии на фресках изображены гепарды на охоте за дикими конями-тарпанами, и здесь их еще не спутаешь ни с какими другими животными.
Но церковь все решительнее боролась с проявлениями язычества. И в первую очередь это коснулось волхвов, которые в глухих уголках Руси пытались сохранить не только культ гепарда, но и последних живых священных зверей.
С этим периодом и связана история возникновения города Ярославля и впоследствии - его герба.


ЛЮТЫЙ ЗВЕРЬ

Считается, что изображение медведя на гербе связано со «Сказанием о построении града Ярославля». Сказание известно по рукописи последней четверти XVIII века, но писалось оно на основании более ранних устных народных преданий.
В сказании говорится о жителях приволжского «селища» Медвежий угол. К язычникам, поклонявшимся богу Велесу, прибыл вместе с духовенством, мастеровыми и воинами Ярослав Мудрый, в ту пору княживший в Ростове.
Язычники «испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним». Ярослав убил зверя секирой («а пси, яко агнцы, не прикоснуся никомуждо от них»), чем привел местных жителей в смятение. На следующий день при впадении Которосли в Волгу князь основал город, названный Ярославлем. Мудрый «водрузи на земли сей древян крест, и ту положи основу святому храму пророка Илии; а храм сей посвяти во имя святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его».

 


КОТОРОСЛЬ – КОШАЧИЙ ПИТОМНИК

В сказании «лютый зверь» не назван. Возможно, исходя из местного топонима, его посчитали медведем и поместили на герб города.
А теперь подумаем: зачем использовался иносказательный «лют зверь», если тут же свободно употребляется название «Медвежий угол»? Тем более, лют зверь в русском языке - как правило, крупная кошка. У вятичей это второе имя рыси сохранилось до XIX в. К тому же опознать «зверя» ни князь, ни его окружение не смогли - или не захотели. Но впоследствии - через 660 лет! -- его, не долго думая, назвали медведем - по наименованию расположенного рядом селища.
А почему не рысом - котом ученым - по очень прозрачному названию речки Которосль (кошачий питомник)? Похоже, именно Котами учеными назывались прирученные рысы-гепарды у волхвов. Возможно, этот Кот не вошел в монастырскую летопись потому, что именно здесь Рыс оказался однозначно связанным с язычниками-волхвами, хранителями древних верований. Именно поэтому зверя не назвал его именем ни князь, ни его челядь. А может быть, Ярослав и не понял, кого «героически» убил – известно, что гепард никогда не нападает на человека. Волхвы могли просто вывести Кота из убежища, дабы одним его видом усовестить князя, попирающего тысячелетние верования. Не проняло. Рыса убили, волхвов разогнали, а на месте последнего на Руси прибежища Котов ученых заложили новый город – Ярославль, который и стоит там уже 1000 лет. Стало быть, хорошее место, священное, намоленное…

 

Владимир РЕПИН

Категория: Гипотезы, теории, конспирология, альтернативы | Просмотров: 337 | Добавил: Иоланта | Теги: Племя, рыси | Рейтинг: 5.0/1

Другие публикации
Всего комментариев: 0
avatar