Главная » 2016 » Июнь » 26 » Право на смерть
23:15
Право на смерть

В дождливую субботу 23 сентября 1939 года в Лондоне, в возрасте 83 лет, умер известный психолог, психиатр и невролог, основатель терапевтического психоанализа Зигмунд Фрейд. И, хотя психоаналитик страдал различными заболеваниями, характерными для такого возраста, а также тяжелой формой рака гортани, не болезни стали причиной его смерти. Причиной смерти стала тройная доза морфия, которую вколол Фрейду его лечащий врач и близкий друг Макс Шур....

 

 

Но эта инъекция не была врачебной ошибкой или преступным покушением на убийство. Зигмунд сам попросил Макса сделать ему смертельный укол, сознательно решив прекратить страдания, которые ему приносила опухоль. Обладая незаурядным умом и находясь в здравом рассудке, Фрейд не нашел лучшего выхода, чем эвтаназия.

ХОРОШАЯ СМЕРТЬ

Эвтаназия (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») - легкая, безболезненная смерть. Впервые этот термин использовал в XVII веке английский философ Фрэнсис Бэкон для обозначения быстрой и спокойной смерти. Чаще всего под эвтаназией подразумевают помощь в прерывании жизни человека, по его просьбе, с целью прекращения страданий. Условно можно разделить эвтаназию на пассивную и активную. Активная подразумевает какие-либо действия для наступления смерти, например введение человеку летальной дозы сильнодействующего препарата. Пассивная же означает бездействие, неоказание дальнейшей помощи, например прекращение лечебных или реанимационных мероприятий с целью наступления естественной смерти.
СТАРА КАК МИР

В отличие от самого термина, идея об эвтаназии неизлечимых больных стара, как мир. И с тех давних пор не прекращаются в обществе споры о ее допустимости. Сторонники эвтаназии настаивают на священном праве личности не только на жизнь, но и на добровольную смерть. Противники же на это возражают, что отобрать жизнь имеет право только тот, кто ее дал. То есть Бог, а сам человек не волен ею распоряжаться, так как «не ведает промысел божий». Многочисленные споры по этому вопросу постоянно вспыхивают среди медиков, юристов, психологов, политиков, религиозных деятелей. Однако четкого ответа на вопрос об оправданности эвтаназии или ее недопустимости нет. Кто же прав в этом споре? И могут ли вообще тут быть правые и неправые? Попробуем разобраться. Но сначала немного истории.
НЕ ДАМ И НЕ ПОКАЖУ

С давних времен традиционная врачебная этика подразумевала негативное отношение к эвтаназии. В клятве Гиппократа, которую уже не одну сотню лет дают врачи, есть слова: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути подобного замысла». Однако направление философской мысли развивалось в противоположную сторону. Ставя во главу угла интересы личности, ее права и свободы, вполне логично прийти к выводу, что право на смерть есть такое же неотъемлемое право, как и право на жизнь. В начале XX века, до Второй мировой войны, идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. Но действия нацистов, приспособивших для своей идеологии чистокровности расы сначала евгенику, а потом и эвтаназию, и убивших тысячи людей в газовых камерах, надолго дискредитировали не только идею безболезненной смерти, но даже и сам термин. И хотя здравомыслящие люди понимали, что преступления нацистов не имели к эвтаназии никакого отношения, в обществе надолго сформировалось негативное отношение ко всему, что с этим связано. Но в современном мире идея быстрой и спокойной смерти для тяжелобольных пациентов завоевывает все большее число сторонников. И произошло это благодаря нескольким громким судебным процессам.

 


ПИСЬМА ИЗ АДА

Одним из самых активных сторонников эвтаназии был испанец Рамон Сампедро. В возрасте 25 лет он неудачно прыгнул со скалы в море и сломал позвоночник. В результате этой травмы молодой и сильный мужчина оказался полностью парализован ниже шеи. После безуспешного лечения врачи поставили окончательный диагноз: тетраплегия (паралич четырех конечностей), из-за которой он никогда не сможет двигаться. Произошло это в 1968 году. Несмотря на ужасный диагноз, Рамон сумел справиться с депрессией и начал свою борьбу. Сначала он боролся за полноценную жизнь: много читал и писал сам, держа ручку зубами, общался с людьми и даже работал на компьютере с помощью рта. Но все же он не считал такую жизнь полноценной. Это отраженно в его книге «Письма из ада», которая положила начало широкой общественной дискуссии об эвтаназии.

И тогда Рамон начал бороться за право на смерть. С начала 1990-х годов он стал подавать иски в судебные инстанции для разрешения эвтаназии. Его поддерживала ассоциация «Право на достойную смерть». Они дошли до Европейской комиссии по правам человека. И хотя все решения были не в их пользу, им удалось привлечь внимание общественности к этой проблеме. Не добившись желаемого, Рамон решил действовать по-другому.

По его просьбе близкие друзья в течение некоторого времени, не нарушая закон, по крупице собирали цианистый калий, извлекая его из разрешенных к продаже химикатов и лекарств. 12 января 1998 года Рамон самостоятельно, с помощью соломинки, выпил воду с растворенным в ней цианидом и через 10 минут умер. Весь этот процесс снимала установленная в комнате видеокамера, чтобы доказать непричастность к его смерти друзей и близких. И хотя близкую подругу Рамона забрали в полицию, через два дня ее отпустили из-за отсутствия доказательств.


Я СДЕРЖАЛ СЛОВО

Другой судебный процесс, имевший большой общественно-политический резонанс, состоялся в США. 25 февраля 1990 года американка Терри Шайво впала в кому в результате остановки сердца. И хотя после проведения реанимации сердце удалось «запустить», от гипоксии большая часть ее мозга погибла. В течение последующих лет Терри находилась в вегетативном состоянии, то есть без признаков сознания, а ее жизнь поддерживалась искусственным питанием. В 1994 году врачебный консилиум признал, что лечение не дает результата, и надежды на восстановление сознания пациентки нет. В 1998 году муж Терри и ее опекун Майкл Шайво обратился в суд с просьбой разрешить отключение аппарата искусственного питания и дать Терри умереть. Но против этого категорически возражали родители Терри. В ходе длительных судебных процессов Майкл Шайво и другие свидетели дали показания, что при жизни Терри высказывалась против растительного существования.

Проведенная по решению суда экспертиза подтвердила, что женщина неизлечима. 25 февраля 2005 года судья Д. Грир принял окончательное решение об отключении аппарата искусственного питания. Однако дело Терри Шайво уже вышло на новый уровень - политический. Конгресс США даже принял закон, разрешающий пересмотр этого дела в суде. Но Верховный Суд США отказался пересматривать решение Д. Грира. Аппарат, искусственно поддерживающий жизнь пациентки, был отключен. 31 марта 2005 года, в присутствии своего мужа Майкла, Терри Шайво умерла. На ее надгробии высечена надпись:
«Родилась 3 декабря 1963
Покинула эту землю 25 февраля 1990
Упокоилась с миром 31 марта 2005
Я сдержал слово».

 


ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ

«Дело Шайво» всколыхнуло Америку и позволило людям взглянуть на проблему эвтаназии по-другому. И теперь многие американцы стараются при жизни зафиксировать свою волю на случай возможных обстоятельств своей смерти. И еще. В ходе общенационального обсуждения «дела Шайво» вскрылась лицемерная позиция некоторых американских политиков, пытавшихся запретить эвтаназию Терри и искусственно продлить ее жизнь. Например конгрессмен Том Де Лэй, ярый противник эвтаназии, в 1988 году отказался от искусственного продления жизни своего отца, получившего смертельную травму в автомобильной аварии.

А президент США Джордж Буш, еще будучи губернатором штата Техас, подписал закон, позволяющий администрации больниц отключать безнадежных больных пациентов от аппаратов, поддерживающих их жизнь, даже вопреки возражениям родственников, учитывая при этом, помимо прочего, платежеспособность пациентов. Двойные стандарты свидетельствуют о беспринципности и желании нечистоплотных политиков за счет человеческой трагедии набрать очки в глазах консервативно настроенных избирателей.


ДОКТОР СМЕРТЬ

Джейкоб «Джек» КеворкянСейчас, когда суверенные права личности снова выходят на первый план, право на смерть приобретает все большую легитимность. Уже более 10 лет эвтаназия разрешена в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге. В США, в штатах Орегон и Вашингтон законодательно разрешена активная эвтаназия больных в терминальной (предсмертной) стадии для облегчения их страданий.

Однако в большинстве стран «легкая смерть» под запретом. В России эвтаназия не разрешена и квалифицируется как «умышленное убийство» при смягчающих обстоятельствах, а именно совершение преступления по мотиву сострадания. Совет Федерации РФ подготовил законопроект, легализующий в России эвтаназию, который, однако, сразу вызвал волну критики со стороны общественности.

Медики, опасаясь уголовного преследования, продолжают продлевать страдания безнадежных больных даже вопреки их просьбам. Многие светила мировой медицины уже давно говорят о необходимости открытия специальных клиник «гуманного умерщвления». Знаменитый американский доктор Д. Кеворкян, известный как «доктор Смерть», пытаясь обойти законодательные запреты на эвтаназию, даже изобрел аппарат для самоубийства, тем самым предоставив тяжелобольным пациентам самим реализовывать свое право на жизнь и право на смерть. По статистике, только с 1990 по 1998 годы его аппаратом воспользовались 130 человек…

Георг VГеорг V (3 июня 1865 - 20 января 1936) - король Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии с 6 мая 1910 года до своей смерти. Последние годы жизни Георг V хронически болел легочными заболеваниями, и несколько раз его состояние становилось крайне тяжелым. Умер в Сандринхеме 20 января 1936 года после того, как его лейб-медик барон Бертран Доусон по собственной инициативе совершил эвтаназию впавшего в кому после тяжелого бронхита короля, собственноручно введя ему морфин и кокаин.

Максим БОКОВ

Категория: Философия, размышления, мыслеформы | Просмотров: 310 | Добавил: Иоланта | Теги: право, смерть, на | Рейтинг: 5.0/1

Другие публикации
Всего комментариев: 0
avatar