Главная » 2020 » Август » 8 » Самая мрачная тайна "Морозко"
19:29
Самая мрачная тайна "Морозко"

В сказке "Морозко" каждый видит что-то свое. В. Пропп в "Исторических корнях волшебной сказки" считает, что в сюжете отражен обряд инициаций, который подростки проходили в лесу.

 

 

Любимый мною Валерий Панюшкин развивает полушутливую теорию, что в сказке речь вообще идет не о людях, а о лесной нечисти, поскольку в некоторых вариантах мачеху зовут Яга, а ее родную дочку - Ягична; соответственно, то, что Марфушу оставили в лесу, на самом деле - благо, потому что способствует ее воссоединению с призрачной семьей.

 

Каждый исследователь по-своему прав. Скорее всего в сказке есть несколько уровней восприятия, иначе не стала бы эта история такой популярной.

 

Помимо прочего, в "Морозко" спрятана память о бытовавшем некогда у славян (да и у других народов) обычае оставлять в лесу немощных стариков, а также увечных и смертельно больных.

 

Про обычай этот писали многие исследователи, натыкаясь на непременную волну негодования. Очень сложно признать, что у наших предков такое было. Да, где-то в Спарте избавлялись от нездоровых младенцев, но у нас такого быть не могло, потому что не могло быть никогда. Мы ведь лучше, человечнее.

 

Однако дореволюционная исследовательница Литвинова опубликовала такое предание:

 

«Слыхал, не так давно сажали людей на лубок, но не видел этого. Слышал, отчего перестали на лубок сажать. Громада… за всем у нас смотрит; так и в этом деле. В каком-то селе жила большая семья, в ней был отец такой старый да немощный, что сам себе у бога смерти просил. Сыновья никак не хотели сажать его на лубок, а громада все требовала. Вот они посадили своего тата в пустую яму, где хлеб ссыпали, а громаде сказали, что вывезли его в поле, и посадили на лубок…»


   В неурожайные годы старый отец спасает своими наставлениями семью от голода. «Громада», изумлявшаяся необычными действиями сыновей старика (например, весь озимый посев они прикрывают на зиму старой соломой), в конце концов добивается истины. «Тогда громада с почетом вынула старика из ямы и с той поры запретила сажать стариков на лубок»


Как видим, во тьме языческих времен "посадить на лубок" или в сани и избавиться от нетрудоспособных членов общины было не редкостью, в особенности в голодный год.

 

Если "Морозко" в несколько измененной форме транслирует эту жуткую "традицию", тогда многие вопросы снимаются.

 

Зачем выгонять из дому неугодную падчерицу, если она и так выйдет скоро замуж и покинет дом?

 

Почему, оставшись в лесу, девушка не борется за свою жизнь, не пытается хотя бы идти по санному следу, звать на помощь? (Она ведь не связана и, кажется, не в ночную рубашку одета, иначе замерзла бы еще по дороге.)

 

Почему отец Марфуши боится своей супруги и не боится мнения общины ("громады"), избавляясь от молодой здоровой работницы?

 

Да потому что Марфуша либо стара, либо больна. Во всех остальных случаях не получилось бы безнаказанно отцу свезти дочь под елку. "Большой брат" в лице общины-"громады" следит за всеми.

 

Очевидно, сказка выдает нам одну историю под видом другой. Этот варварский обычай избавляться от немощных и больных уже успел подзабыться и трансформировался в несколько иную историю.

 

 

https://zen.yandex.ru/id/5b76ec0e26248100ac4e0fc6

Категория: Это интересно. Факты из жизни | Просмотров: 59 | Добавил: Иоланта | Теги: Морозко, Тайна, Самая, мрачная | Рейтинг: 5.0/1

Другие публикации
Всего комментариев: 0
avatar