Главная » 2018 » Январь » 26 » В Китае начали массово редактировать ДНК людей
В Китае начали массово редактировать ДНК людей

Как оказалось, соответствующие широкомасштабные эксперименты идут в КНР с 2015 года, значительно обгоняя происходящее в других странах.

Согласно журналистскому расследованию Wall Street Journal, благодаря крайне гибкому законодательству крупные китайские клиники с 2015 года ведут эксперименты по изменению генома человека методом CRISPR/Cas9.

В других странах подобные эксперименты — как и вообще эксперименты по генетической модификации людей — запрещены. Конкретно в России запрещено (хотя и повсеместно практикуется) даже продавать пищу, полученную из ГМ-организмов. О происходящем сообщает Wall Street Journal.

Как известно, рак и ряд других болезней — результат мутации клеток самого человека. В случае онкозаболеваний проблема в том, что мутировавшая клетка больше не может умереть естественным путём, "от старости", — она живёт и делится практически вечно, пока получает питательные вещества. Некоторые учёные довольно давно предполагают, что если поправить ошибки в ДНК раковых клеток, то можно сделать бессмертные клетки смертными вновь и тем самым решить проблему рака.

Проблема в том, что до недавних пор методов более или менее прицельного редактирования ДНК человека не существовало. Несколько лет назад выяснилось, что у бактерий существует своя иммунная система, построенная на CRISPR (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats; палиндромные повторы, регулярно расположенные группами). С помощью копирования этого бактериального инструментария оказалось возможным извлекать из ДНК нужные участки и заменять их другими, нужными исследователям.

В теории так можно лечить не только рак, но и значительное число неизлечимых на сегодня заболеваний, вызванных дефектами в генофонде человечества, — например, врождённую слепоту и другие. Однако законодательство большинства стран такие опыты запрещает, даже если больной и согласен стать объектом эксперимента.

В КНР этические комитеты крупных клиник имеют право подписывать такие соглашения с добровольцами. С 2015 года и до сего дня ими воспользовалось как минимум 86 человек, утверждает Wall Street Journal. В основном это больные раком.

Издание бьёт тревогу — как оно отмечает, имея возможности проводить опыты на людях, китайские учёные могут быстро обогнать американских на этом важнейшем направлении.

В то же время для российских исследователей проблема неактуальна.

Во-первых, такие исследования хотя и дешевле других методов редактирования ДНК, но всё же требуют средств. Таковые на это направление исследований в нашей стране не выделяются, и их выделение не планируется.

Во-вторых, российское законодательство на данный момент не предусматривает возможности подобных экспериментов. Тем более что точность метода на геноме человека пока неважная — ошибки получаются чаще, чем в 50 процентов случаев.

В-третьих, скорость развития генетического модифицирования методами CRISPR/Cas9 такова, что ситуация в этой сфере заметно меняется каждый год.

Если бы какие-то шаги в направлении разрешения или даже финансирования таких исследований в нашей стране и были бы предприняты, то к моменту их реализации ситуация в этой области изменилась бы так сильно, что подобные действия всё равно получились бы запоздавшими.

Категория: Новости науки и техники | Просмотров: 268 | Добавил: Иоланта | Теги: начали, массово, ДНК, редактировать, Китае, людей | Рейтинг: 4.0/1