Главная » 2020 » Май » 14 » "Зомби-апокалипсис" в селе Нагуевичи в 1831 году
21:32
"Зомби-апокалипсис" в селе Нагуевичи в 1831 году

Здравствуйте, дорогие друзья. С вами Алексей Коновалов. Что-то меня на страшненькое потянуло. Просто на глаза попалась статья в журнале "Киевская старина" за 1890 год от журналиста, пишущего под псевдонимим Мирон.

Писал он под впечатлением услышанных ещё в детстве рассказах о событиях, происшедших в его родном селе Нагуевичи Дрогобицкого уезда в Галиции в памятном 1831 году.

 

 

 

"Рассказы эти"—писал он,—"которые когда-то производили потрясающее действие на моё детское воображение и заставляли меня при всяком малейшем шорохе вскрикивать и даже падать в обморок, живут до сих пор, как это читатель увидит из помещаемых ниже записок госпожи Ольги Франко, написанных летом 1889 года. Дело касается сожжения нескольких человек, заподозренных гражданами в том, что они упыри и были причиной свирепствовавшей в то время холеры."

 

Далее Мирон пишет:

 

"Вера в упырей в нашем краю до сих пор очень жива и распространена (напомню, что статья опубликована в 1890 году). По народному поверью упыри и упырицы бывают двух родов: "врождёнными" и "сделанными". Врождённые являются наиболее опасными. Кто и как превращает обыкновенных людей в упырей, мне узнать не удалось. Приметы, по которым узнают упырей, весьма разнообразны. Обыкновенно, у них лицо красное и глаза чрезвычайно яркие и блестящие—это оттого, что они сосут чужую кровь."

 

Ольга Франко записала от Марии Гаврилыковой следующую любопытную примету: "Упырь, как спит, то всё на лавке, под окном, да не так, как другие люди. Он всегда ложится головой к дверям, а ногами к образам, по тому его и узнать можно. Если бы кто во сне перевернул его так, что голову положил туда, где были ноги, а ноги туда, где была голова, то он уже не встанет с лавки, а будет так лежать, хотя бы и целый месяц, пока его снова не повернут так, как он сначала лежал. Упырь может и в скотину обернуться. Раз у ясенецкого (Ясеныця Сольная—соседнее с Нагуевичами село) попа была служанка—упырица, которая испытывала какую-то злость к пастуху, да не могла к нему приступиться. А тут как-то раз пасёт пастух стадо, а тут какая-то незнакомая бешеная корова к нему пристала, да наклоняется, чтоб укусить. Он её прогоняет—ни в какую. Пастух, недолго думая, схватил дрын подлиннее, да как давай молотить ту безрогую со всех сторон! Скотина еле ноги унесла. Приходит пастух вечером домой, глядит—на кухне служанка лежит на лавке, головой к двери, да так избита, живого места нет, синяки и ссадины на всём теле, что не приведи Господи. "Ага!"—понял пастух. "Вот, ты, значит какая! Смотри же!"—да недолго думая, перевернул служанку головой к образам, а потом пошёл к попу, да говорит: "Батюшка, наша Маруська-то совсем плоха, избита так, что не встаёт". Пришёл поп, глядит, и правда. Начал тормошить, будить её, да где там! Так и лежала целый день не встаючи, пока пастух не повернул её, как она до того лежала, только тогда она проснулась. "

 

Упыри могут вредить людям не только при жизни, но и после смерти. Ночью они могут улетать в отдалённые места, не телом, конечно, а душой, делать там пакости. Тело же остаётся на месте, со всеми признаками жизни, и потому упырей называют также двоедушниками, то есть людьми, имеющими две души. Вредят они не всегда по собстенной воле, а по указаниям, или, по крайней мере, с позволения своих старшин—старших упырей. Самые старшие упыри, по словам Мирона, в его краях, были, по народному преданию, в селе Бусовищи Самборского округа. За пятнадцать лет до этой публикации(то есть в 1875 году) Мирон записал от своей матери рассказ о самом старшем упыре в Бусовищах:

 

"Поговаривали, что в Медвежи(село недалеко от Нагуевичей) захворал раз один человек—первый богач на селе. Кричит, извивается от боли, а что болит, не может сказать. Его и к знахарям возили, и к докторам, какие только лекарства ни давали, и какие только заговоры не делали, ничего не помогает, пока кто-то не сказал:

 

—Идите,—говорит,—в Бусовищи, к такому-то господину.У него отец слепой, если он не поможет, то никто не поможет.

 

А у того богатея два сына было, парни уже взрослые. Тут же запрягли да поехали. Доехали до хаты."Слава Иисусу Христу!" Заходят в дом, а там тот слепой из-за печи:

 

—Вижу, вижу, враг мой тяжкий до меня добрался. Сгубить меня хочет.

 

Те застыли: сидит на печи слепой, седой, а лицо красное, прям хоть прикуривай.

 

Гости взмолились:

 

—Батюшка, смилуйтесь, что хотите, просите, только помогите!

 

Да где там, он им и говорить не даёт:

 

—Уйдите от меня, не хочу через вас в беду попадать. Вы думаете, я всё могу, так есть сильнейший надо мной. А из-за того, который в отца вашего вцепился, я глаза свои потерял. А как ещё с ним подерусь, так смерть моя придёт.

 

Бедные хлопцы уже и не знают, что делать, стали ещё сильнее просить, побещали двух волов, которых сам захочет выбрать. Пришёл сын того слепого, да за них тоже словечко замолвил:

 

—Бать, да соглашайся уже. Неплохую же цену дают.

 

Потихоньку, помаленьку, упросили того слепого.

 

—Идите, — говорит, — к себе домой, а на следующей неделе приезжайте.

 

Ладно, приехали на следующей неделе, погостили до ночи, а к ночи слепец засобирался.

 

—Везите меня,—говорит,— на границу вашего села, до такого-то конца.

 

А тот конец недалеко от дороги, перед самым лесом. Приехали до того конца—тьма, хоть глаз коли, да встали. Слепец вскочил с телеги, как молодой, да бух пластом на землю.

 

—Стойте здесь,—говорит,—а как крикну, идите ко мне. Лопаты есть?

 

—Имеются.

 

Наклонил он лицо к земле, как тот пёс, нюх-нюх, да дальше пополз. Полз, полз, нюхал, нюхал, да как заорёт:

 

—Сюда!

 

Прибежали парни с лопатами.

 

—Копайте тут!

 

Взяли лопаты, а тот слепой,как пёс, обеими руками землю разгребает, да аж зубами скрипит. Так примерно за час докапались до костей.

 

—Ага, вот он!—крикнул слепой, да начал над теми костями сперва шептать, потом кричать да выгибаться, парни чуть со страху не померли. Так орал он до восхода солнца.

 

—Ну, парни, засыпайте яму назад, теперь он никому больше шкодить не будет, а я больше никому уже не помогу. Везите меня до дому.

 

Привезли его, а через три дня он и помер. А отца своего парни застали дома здорового. Сын того слепого пришёл, да двух самых лучших волов взял.

 

На этом, с вашего позволения, прервусь, но обязательно продолжу рассказ в следующий раз

 

 

Алексей Коновалов

Категория: Магия , астрал | Просмотров: 105 | Добавил: Иоланта | Теги: селе, году, Нагуевичи, 1831, зомби-апокалипсис | Рейтинг: 5.0/1

Другие публикации
Всего комментариев: 0
avatar